Кубок с одесским характером​, Новым обладателем Кубка Трусевича стал «Еремеевский», ВРЕМЯ СПОРТА • ФУТБОЛ ПО-ОДЕССКИ •. Создано на GetInFootball

Новость

02.11.2010

Кубок с одесским характером​

02.11.2010

Кубок с одесским характером​

Кубок Одесской области-2010 памяти Н.А. Трусевича

Финал

ЕРЕМЕЕВСКИЙ - НИВА - 1:1 (1:0) пен.4:2
Голы:
Фомук, 42 (1:0). Бредис, 56 (1:1).
Нереализованный пенальти: О.Пидлетийчук, 97 (вратарь).
Серия пенальти: Д.Коваленко (0:1). С.Ильящук (1:1). О.Бычок (1:2). А.Веселов (2:2). В.Березовский (2:2, вратарь). Тонев (3:2). Бут (3:2, штанга). Ден.Романенко (4:2).
Еремеевский (Еремеевка): Красовский (А.Рязанцев, 119), О.Андреев, Р.Пономаренко (Лысый, 46), С.Ильящук, А.Веселов, Крисанов (Тонев, 110), О.Войников, Пошехонцев, Сидорский (Кики Туре, 100), Фомук (Приходный, 78), О.Пидлетийчук (Ден.Романенко, 113). Тренер: Анатолий Ильящук.
Нива (Таирово): Ю.Никитенко, Р.Онищенко (Зирюкин, 28) (Задойко, 80), Шаенко (Самисько, 54; А.Н.Бондаренко, 106), Е.Смирнов, Д.Коваленко, О.Бычок, Кошелюк (А.А.Бондаренко, 46), Бредис, Б.Смишко, В.Бровченко (Бут, 100), В.Березовский. Тренер: Александр Н. Бондаренко.
Судьи: Александр Дердо (Ильичевск), Григорий Иванов (Татарбунары), Юрий Атаманюк (Беляевка).
Резервный арбитр: Дмитрий Димитров (Болград).
Инспектор: Георгий Городенко (Одесса).
Делегат ФФОО: Ян Кравец (Одесса).
Предупреждены: О.Бычок, 38. А.Веселов, 52. Зирюкин, 74. Самисько, 96. Бут, 105.
Удален О.Андреев, 70 (фол последней надежды).
30 октября. 13:00. Одесса. УТБ «Совиньон». 9 градусов. 500 зрителей.

По важности финал Кубка области-2009 был сопоставим с победой в чемпионате города-2010, поскольку Николаю Трусевичу в декабре 2009-го исполнилось бы 100 лет. Но год назад никто (и наша газета, увы, в том числе) об этом не вспомнил.

Когда в 1966 году было решено увековечить имя легендарного одесского вратаря в названии ежегодного кубкового турнира с участием ведомственных команд, вряд ли организаторы понимали, что тем самым обессмертили сам кубковый розыгрыш, потому что Николай Трусевич стал бессмертным еще в феврале 1943-го, когда был расстрелян в Сырецком концлагере. А в историю вошел задолго до гибели, существенно расширив игровой диапазон вратаря. Это он стал первым хладнокровно выходить за пределы штрафной площади, что для той поры стало подлинным откровением для футбольных специалистов, считавших, что голкипер обязан памятником стоять в воротах и, как писал Борис Галинский, «не вмешиваться не в свое дело». Чтобы играть так, как Трусевич, необходимо было обладать необычайной смелостью и решительностью, проще говоря - одесским характером. Даже пацаны, которые думают, что Трусевич - это полузащитник «Черноморца» по имени Максим, уважительно перестали галдеть, когда Евгений Александрович Горелюк сделал многозначительную паузу перед тем, как напомнить, в память о каком именно Трусевиче разыгрывается Кубок области.

Финал-2010 провели на клубной базе «Черноморца» в Совиньоне. Впервые в истории кубковых турниров. И, кстати, вполне справедливо, поскольку в Одессе решающие кубковые баталии местного значения зрителями обычно игнорируются. Одесситов трудно завлечь футболом республиканского уровня даже приплатив за это денег, а тут какой-то областной кубок, пускай и посвященный голкиперу, копией которого называли самого Льва Яшина. Да и кого теперь интересует, что Трусевич был не только вратарем-новатором, но и прекрасным чечеточником, с которого вполне можно было писать образ для еще одной серии «Зимнего вечера в Гаграх».
Настораживало другое. Учитывая, что матч проводился накануне выборов, ему могли придать соответствующую окраску. Достаточно было пригласить ряд заинтересованных политических лиц, скажем, на церемонию награждения, и празднику футбола настал бы конец. Слава Богу, хоть этого не произошло. Неприятно было бы осознавать, что и массовый футбол, который все еще жив только потому, что его любят не за деньги, был бы осквернен теми, кто клянется в любви ровно на время действия тарифа.

Сам матч начался с забавного эпизода. Ко входу на трибуны подошел, очевидно, житель Черноморки и, глядя на поле, стал нервно причитать. Оказалось, что он вполголоса перебирал, что конкретно упустил из календарей «Черноморца» и «Черноморца-2». Вторая команда «моряков» завершила свои официальные выступления в 2010 году неделей ранее, а «Черноморцу» в минувший уик-энд предстоял выезд в Алчевск. Вот и выходило, что на базе не должны были играть в футбол 30 октября. В конце концов, он не выдержал и спросил: «Где же тут «Черноморец»?!» Я объяснил, что «Черноморца» здесь нет, а играют завсегдатай кубковых финалов последних четырех лет «Еремеевский» и впервые таировская «Нива». «Как это «Черноморца» тут нет?! «Нива» пускай играет у себя дома, и «Еремеевскому» здесь тоже нечего делать! Это не его база!» - недовольно буркнул мужичок и удалился.

Больше мне смотреть футбол не мешали.

А смотреть было на что. Уровень, конечно, не фонтан, зато искренне и азартно. И о том, что футбол - не фонтан, я забыл после первого эффектного сэйва Юрия Никитенко, парировавшего убойный удар в упор. Пройдет еще минут десять, и он снова повторит нечто подобное после подобного же удара. Вот тогда для меня финал Кубка и стал днем памяти знаменитого Трусевича. И все, что происходило потом, лишь укрепляло меня в этом. Тот же Никитенко отличился целым каскадом вратарских подвигов, в числе которых выделяются две выигранных в овертайме микродуэли у Пидлетийчука - сначала во время пенальти, а затем и после выхода один на один. А там и серия послематчевых пенальти подоспела - идеальная концовка Кубка, носящего большое вратарское имя.

Героем серии стал третий участвовавший в матче вратарь. За минуту до конца дополнительного времени место в воротах «Еремеевского» занял Артем Рязанцев. «Наверное, большой спец по пеналям...» - понимающе переглянулись зрители.

И таки спец. Становился в ворота так, словно хотел всеми частями тела закрыть сразу всю «рамку» и уже этим сбивал с толку бьющих. Со стороны возникало желание запустить мяч именно в верхний угол ворот. Туда и пробили Березовский с Бутом. Удар первого Рязанцев парировал, а мяч после удара второго угодил в перекладину.

Стоит ли говорить, что лучшими игроками финала признали вратарей?

Кстати. Летом 1999 года в областную федерацию пришло письмо, в содержание которого меня вкратце посвятил Георгий Городенко. Автор письма требовал, чтобы федерация занялась вопросом установки в Одессе памятника Трусевичу. По словам Георгия Борисовича, письмо и уже не первое подобное, написала ровесница Николая Александровича - то ли хорошо знавшая Трусевича лично, то ли дожившая до наших дней его персональная фанатка. А через месяц в офис федерации позвонила женщина очень преклонного возраста - та самая, автор письма. Трубку снял я. Женщина сообщила, что если Трусевичу не установят памятник, то… все наши команды будут проигрывать. Снисходительно улыбнувшись, я повесил трубку. А потом ради интереса взглянул на конверт того письма. В адресе отправителя значилась фамилия «Усатюк».

Можно по-разному относиться к словам моей однофамилицы, но в Одессе, по-моему, таки не хватает памятника футболисту. И, как по мне, Трусевич для этого - кандидат «номер один». Торжественное возложение цветов к ногам знаменитого вратаря накануне финального матча Кубка его имени могло бы стать для футбольной Одессы великой традицией.

Юрий УСАТЮК
Газета «Время спорта» (02.11.2010)